Адаптация к детскому саду

Трудности адаптации к детскому саду. Влияние сложившейся атмосферы в семье на длительность и особенности адаптации.

 

 

Адаптация к детскому саду – сложный и длительный процесс, продолжающийся от 1 до 3 недель, но иногда он затягивается на полгода, а то и год!  На длительность адаптации влияют 3 фактора: характер общения педагога с детьми, индивидуальных психологических и поведенческих особенностей ребенка и стиля детско-родительских отношений. Облегчить адаптацию к садику могут помочь посещение групп мини-садика.

 

Как ни странно, наиболее уязвимыми в процессе адаптации к садику являются следующие категории: дети, которых в семье чересчур много опекали и дети, не получающие достаточного внимания в семье. Не смотря на то, что это две противоположные крайности, и в том и в другом случае начинающий детсадовец сталкивается с проблемой отрыва от своего дома и от семьи, которую ему трудно преодолеть.

 

В первом случае, привыкнув получать все на «блюдечке с голубой каемочкой», без труд а и усилий, он протестует против более тяжелых трудовых будней, когда ему многое приходится делать самому и так, как требуется, а не по настроению. Его уже никто так не выделяет как в семье и  не ставит по умолчанию на первое место, вокруг оказываются такие же дети, которые могут быть в чем-то лучше, где-то более контактными, которых могут ставить в пример или обращать на них все внимание.

В этом случае сад может быть просто спасением от доминировавшей модели в семье и привить психологические навыки, необходимые для взрослой жизни: труд, способность к преодолению собственной лени и «нехочу», выработать дисциплину. Конечно, будет ли опыт хождения в детский сад для таких «домашних» детей позитивным, полностью зависит от воспитателя, который будет вести группу в детском саду. Только при хорошем, любящем детей, профессиональном воспитателе ребенок может вырваться из домашней доминанты гиперопеки или попустительства, которые в 30-37% встречаются в российских семьях.

 

Во втором варианте трудности отрыва связаны с изначальной нехваткой тепла и контакта между ребенком и родителем. Причина может крыться в родительских стрессах, загруженности работой или несовпадением темпераментов (родители – более сдержанные и эмоционально прохладные, ребенок – открытый и ласковый). Таких семей в России – более 20%. Что происходит, когда выходя их такой ситуации, ребенок идет в детский сад? Изначально ребенок недополучал родительского тепла и внимания. Но, пойдя в сад, доля родительского тепла и внимания, как правило, в 95% случаев неизбежно снижается. И ребенок начинает недополучать еще больше. Эмоциональный голод и коммуникативный голод усиливаются и ребенок может начать болеть, плохо себя вести, плакать. Его адаптация в саду затягивается на длительный период.

 

Если в первом случае протест ребенка направлен на то, чтобы возвратить привычную жизнь, то во втором случае мы имеем перед собой жест отчаяния, который ребенок не может нормально выразить. Во втором случае более здоровой реакцией являются симптомы усиления протеста. Более «тихое» прохождение периода адаптации является настораживающим сигналом, что ситуация зашла слишком далеко и у ребенка уже нет сил что-то противопоставить ситуации.

 

Похожие статьи:
Пора в детский сад -На сегодняшний день почти все родители отдают своих деток в детские сады, не дожидаясь, когда малышам исполнится три года.


Рубрики: детская психология, полезные статьи
Теги:
2011, Октябрь, 26