Никитины. Методика развития

Методика Бориса Павловича Никитина и Лены Алексеевны Никитиной   О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов ХХ века.
Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей.

 


Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом.
К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а, едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.

 

14.jpgНикитины Лена Алексеевна и Борис Павлович — знаменитые русские педагоги новаторы.

 

Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей.В своей многодетной семье воплотили в жизнь идеи о значении ранней тренировки ума и тела, разработали серию развивающих игр, концепцию НУВЭРС (Необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей - гипотеза, утверждающая, что с годами человек утрачивает способности к развитию. Согласно Никитину, основные способности закладываются в раннем дошкольном возрасте).

 

Особенность раннего развития по Никитиным — начало развития младенца со времени вступления родителей в брак, зачатия, родов. Важную роль в отечественном акушерстве сыграли «Просьбы к врачам и сестрам родильного дома» Никитиных. В частности, благодаря Никитиным широкое распространение получило прикладывание новорожденного к груди матери.

Детские компьютерные игры по Никитину >>>

 

Основные принципы методики Никитиных

Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом.

  • Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.
  • Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию.
  • В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще – в самой жизни детей.
  • У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.

Лена Андреевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

 

Дети Никитиных

Все семеро детей Никитиных занимаются творческим делом. У всех состоявшиеся семьи.* Алексей, 1959 г.р. Дизайнер по электронике. Образование: физический факультет МГПИ. Живет в Лондоне, взрослые дочь и сын.

  • Антон, 1960 г.р. Ученый-исследователь, руководит лабораторией. Образование: химический факультет МГУ. Живет в Москве, отец двоих детей.
  • Ольга. Юрист, заведовала отделом Московской регистрационной палаты. Образование: юридический факультет МГУ. Живет в Королёве, мать двоих детей.
  • Анна (Ермакова). Медсестра, транспортный диспетчер. Образование: Московское медицинское училище N3. Живет в Болшево, мать четверых детей.
  • Юлия. Музыкальный отдел Центральной детской библиотеки, экскурсовод, менеджер по туризму, журналист. Образование: Московский институт культуры, библиотечный факультет. Живет в Ярославле, мать двоих детей.
  • Иван, 1969 г.р. Директор коммерческого предприятия, участвует в распространении развивающих игр Никитина. Образование: Всесоюзный институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Живет в Болшево, отец двоих детей.
  • Любовь. Домохозяйка. Образование: Московский библиотечный техникум. Живет в Болшево, шестеро детей, в июне 2004 года ожидала седьмого.

 

Книги Никитиных:

Никитин Б. П. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 1985.   Читать >>
Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.
Никитина Л. А. Мама или детский сад. — М.: Просвещение, 1990.
Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. — М.: Молодая гвардия, 1979.   Читать >>
Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. — М., 1989.
Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. — М.: Физкультура и спорт, 1990.   Читать >>
Б. П. Никитин. Детство без болезней. — С.- П. 1996.
Л. А. Никитина. Отчий дом. — 1982.
Л. А. Никитина. Я учусь быть мамой. — 1983.
Л. А. Никитина. Исповедь. — 1991.

 

_701.jpg  

Методика раннего развития Лены и Бориса Никитиных. От 0 до 5 лет

Издательство: Эксмо, 2009 г.
Твердый переплет, 224 стр.
Купить книгу >>>

 

Методика Лены и Бориса Никитиных — самая известная в России система домашнего воспитания и раннего развития детей, начиная с первых дней жизни. Естественность, полная свобода творчества, никаких специальных тренировок и уроков, спортивная обстановка в доме и развивающая среда, созданная родителями, — вот основные принципы методики, по которой авторы вырастили 7 собственных детей и 17 внуков. Уже почти 50 лет эта методика успешно применяется родителями и педагогами в России и за рубежом для воспитания здоровых, гармонично развитых и талантливых детей. В книге в доступной и занимательной форме представлены основные принципы воспитания по системе Никитиных, пошаговые программы физического развития и закаливания, правила организации развивающей среды, полезные игры и упражнения для детей от рождения до 5 лет.